Мастерство Пушкина-прозаика

Еще в лирическом отступлении к «Евгению Онегину» Пушкин писал: «Лета к суровой прозе клонят», то есть пушкинский путь к прозе был очень непростым. Он начинал целый ряд прозаических произведений (например, романтическую повесть «Дубровский»), но оставлял их незавершенными. Пушкин был недоволен жанрами современной ему прозы, он чувствовал, что необходимо создать что-то новое, и создал новый исторический роман.

История работы над «Дубровским» связана с историей создания «Капитанской дочки». В 1833 году Пушкин прекращает работу над «Дубровским», трижды переписывает завершенные главы и неожиданно начинает работу над другим произведением — «Капитанская дочка». Роман был опубликован в 1836 году в альманахе «Современник» незадолго до смерти поэта.

Еще в процессе работы над драмой «Борис Годунов» Пушкин осознал, что вопрос отношений между дворянством и народом — центральный в русской истории. В «Дубровском» он создал идиллию: молодой дворянин встает во главе восставших крестьян. Но автор понимает, что это идеализация, утопия, а в реальности дела обстоят по-другому. Работая над «Капитанской дочкой», Пушкин понял, что между народом и дворянством лежит непреодолимая пропасть, а история — это сложное переплетение взаимоисключающих интересов двух сословий. Неслучайно у каждого героя «Капитанской дочки» свое представление о чести и достоинстве.

Но даже учитывая столь различный подход, между «Дубровским» и «Капитанской дочкой» было много общего. Двое главных героев — Владимир Дубровский и Петр Гринев — очень похожи. Они своеобразные «недоросли», типичные для своей эпохи. Этих героев Пушкин выбрал не случайно: ставя их в центр изображаемых событий, автор спорит с традиционным пониманием роли личности в истории. Историческим романам, как правило, присущ выдающийся главный герой — звезда на небосклоне современности, яркая личность, обладающая исключительным талантом, потенциалом и амбициями, но Пушкин считал, что история не спрашивает у человека, готов ли он к потрясениям, а просто вовлекает в свой оборот не только выдающихся личностей, но и обычных людей, которые, как Петруша Гринев, лишь пройдя через испытания, становятся личностями, способными подняться до осмысления хода истории.

В 1833 году Пушкин выпустил «Историю Пугачева» — повесть, составленную в виде исторического отрывка. Работая над ней, автор пользовался трудами историков, «рукописями, преданиями и свидетельством живых», а также «другими важными бумагами, некогда тайнами государственными, ныне превращенными в исторические материалы». Пушкин даже совершил путешествие в Оренбургскую губернию — именно там происходили наиболее ожесточенные столкновения с восставшими.

Пушкин сознательно стилизовал свое повествование под записки Гринева: это не давало Пушкину возможности высказать авторскую оценку, он напрямую обращается к читателю. Свои мысли автор мог выразить лишь посредством эпиграфов. В произведении присутствуют два типа эпиграфов: 1) эпиграфы к главам о Гриневе и дворянах, взятые из книг, и 2) эпиграфы к главам про Пугачева и крестьян, в которых Пушкин обращался к народной мудрости. Всего в произведении 14 глав и 16 эпиграфов (к третьей и пятой главам даны по два эпиграфа), среди них семь отрывков из народных песен, две пословицы и семь цитат, взятых из Фонвизина, Княжнина, Хераскова и Сумарокова.

Таким образом Пушкин подчеркивал пропасть, лежащую между народом и дворянством вообще, и в плане культуры в частности. Дворяне опираются на книжную культуру, в то время как народ — на свою собственную. Пушкин подчеркивает документальную основу своего повествования. В 8 главе Пугачев и атаманы исполняют народную песню, а в 11 главе особую роль играет калмыцкая сказка, даже название (какое?) выросло из народной песни.

В «Капитанской дочке» очень важную роль играет образ метели. В главе «Вожатый» появление Пугачева предваряет описание метели, ее образ играет роль символа народной стихии и народного бунта. Пушкин одушевляет природные силы, воплощает в них особенности русской истории. Описание метели и зимней природы — это тема хаоса, стихии. Здесь же возникают размышления о судьбе человека и историческом пути России.

Многие образы из произведений Пушкина («Медный всадник», «Метель» и др.) оказали огромное влияние на русскую литературу. Они помогают понять в том числе и причины русской революции и насилия. Из образа метели выросло суждение, приведенное в 13 главе: «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!». Пушкин не осуждает народ, но подчеркивает, что именно крепостное право привело к бунту и его непоправимым последствиям.

В уста Гринева Пушкин вкладывает свой политический идеал: «Лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений».


Источник: http://sochynenie.ru/proza-pushkina/


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



Похожие новости


День космонавтики в детском саду сценарий
Я пью за вас мои друзья стих
Наставление матери дочери на свадьбу стихи
Поздравления с днём рождения учителю химии
Короткое поздравление для молодоженов в стихах
Михаил киперман фото свадьбы с верой брежневой
Поздравления с днем рождения гору


Сочинение проза пушкина
Сочинение проза пушкина


Проза Пушкина Школьные сочинения
Сочинения / Пушкин А.С. / Разное / Художественное своеобразие прозы Пушкина



ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ